Страница 1 из 1

Последствия введения статуса «иностранного агента»

СообщениеДобавлено: 30 ноя 2016, 16:31
Alex_K

Правозащитные и благотворительные организации после введения статуса «иностранного агента»

Закон от 20 июля 2012 года №121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющий функции иностранного агента» ввел новый правовой статус для российских некоммерческих организаций: статус НКО, выполняющей функции иностранного агента. Согласно букве закона, таковой является любая НКО, соответствующая двум критериям:

    получает денежные средства или иное имущество от иностранных государств, международных или иностранных организаций, иностранных граждан и т.д.;

    участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Чтобы получить статус «иностранного агента» и попасть в соответствующий реестр, нужно соответствовать обоим критериям. Если трактовка прямого и опосредованного получения иностранных средств остается неизменной, то критерии «участия в политической деятельности» пересматривались и уточнялись. Согласно федеральным законам, НКО участвует в политической деятельности независимо от того, какие задачи и цели прописаны в ее документах, если она каким-либо образом причастна к организации и проведению акций, влияющих на политику и общественное мнение. Акцией, в свою очередь, считаются любые публичные выступления: митинги, пикеты, шествия, собрания. Чтобы в соответствии с законом оказать влияние на общественное мнение, достаточно просто привлечь внимание к какому-нибудь явлению, провести семинар, дебаты, дискуссию или лекцию. Наука, искусство, здравоохранение формально остаются поза политикой.

Статус иностранного агента возлагает на НКО дополнительные обязанности. Например, она обязана давать ко всем публикуемым материалам примечание, что они распространяются НКО, выполняющей функции иностранного агента. Также организация обязана предоставлять дополнительную отчетность, а за невыполнение обязанностей предусмотрена административная и уголовная ответственность. На практике это означает многократное увеличение финансовых расходов. В конце 2015-го ассоциация «Юристы за гражданское общество» представили исследование, продемонстрировавшее, что внесение в реестр «иностранных агентов» увеличивает расходы НКО в среднем на 273 тысяч рублей в год.

Закон вызвал волну критики, многие НКО оспаривают свое включение в реестр «иностранных агентов» через суд. Но при этом сама по себе критика Закона – достаточное основание, чтобы признать НКО иностранным агентом. Конечно, при условии, что она каким-то образом получает деньги из-за рубежа. Не важно, временные или видовые денежные средства поступали на ее счета.

Что изменилось после принятия закона в цифрах

    Ежегодно Минюст представляет Госдуме доклад о деятельности НКО. В 2015-м в докладе писалось, что в сравнении с 2014-м количество некоммерческих организаций «иностранных агентов» выросло втрое: с 29 до 85. К концу года, уже после предоставления доклада, число НКО в реестре возросло до 109. В апреле 2016 года количество таких организаций достигло 126.

    В прошлом году 53 организации были привлечены к административной ответственности за деятельность «иностранного агента» без включения в реестр.

    33 протокола зафиксировали несвоевременное предоставление отчетности.

    В отношении 15 организаций были составлены протоколы за немаркировку материалов словами «иностранный агент», десятеро НКО были за это оштрафованы.

    7 НКО были исключены из реестра после подачи соответствующего иска, и еще 7 таких исков остались без удовлетворения.

    15 НКО закрылись в 2015 году, после чего были исключены из реестра по факту ликвидации.

Кирилл Коротеев, юрист информационного-просветительского центра «Мемориал», отметил, что в 2016 году темп включения организаций в реестр «иностранных агентов» замедлился по сравнению с предыдущим годом, но фокус внимания властей сместился на НКО, которые уже есть в списке. Их штрафуют за нарушения закона, есть иски о ликвидации этих организаций.

Самым резонансным включением в реестр в 2016 году стало внесение в список «иностранных агентов» крупнейшего в стране исследовательского центра «Левада-центр». Запрос на проверку отправили представители движения «Антимайдан».

Какие организации закрылись?

    Санкт-Петербургскую правозащитную общественную организацию «Лига избирательниц» внесли в реестр в 214-м, в феврале 2015-го она заявила о ликвидации.

    Первой НКО, попавшей в список в 2015-м, стал Комитет против пыток. Он прекратил свою деятельность, но его члены основали новую организацию «Комитет по предотвращению пыток», заявив, что будут работать без иностранного финансирования.

    В мае, после признания Фонда некоммерческих программ Дмитрия Зимина «Династия» «иностранным агентом», Зимин прекратил финансирование организации.

    В июне по факту ликвидации из реестра исключили такие организации, как Еврейское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации «Муниципальная академия», Автономная некоммерческая организация «Юристы за конституционные права и свободы» и Центр социальной политики и гендерных исследований.

    Фонд поддержки российских СМИ «Среда» объявил о ликвидации в июле.

    В октябре о самоликвидации объявили «Беллона-Мурманск», «Зеленый мир», правозащитная комиссия «Мемориал» и т.д.

Поправки к Закону

19 февраля 2016 года в Госдуму внесли законопроект, уточняющий понятие «политической деятельности». Согласно этому законопроекту политической деятельностью можно считать проведение общественных мероприятий и публичные обращения к органам власти. Первыми, на кого повлияли поправки, стали благотворительные организации, но благодаря особенностям формулировок даже предприятия электроэнергетики могут быть зарегистрированы как «иностранные агенты».